Порядка 33% россиян сталкивались с телефонным мошенничеством. В статистику включены случаи, произошедшие с респондентами и их близкими людьми. К такому выводу пришли специалисты компании OMI, проводившие исследование по заказу «Лаборатории Касперского».
Выяснилось, что порядка 90% звонков якобы от лица сотрудников банка, в ходе которых клиента финансовой организации предупреждают о попытке проведения мошеннической транзакции, совершаются злоумышленниками. Для этого используются программы, благодаря которым происходит подмена номера телефона.
В цифрах действия телефонных мошенников выглядят следующим образом:
- порядка 9% (почти каждый десятый россиянин) терял крупную сумму средств из-за контакта со злоумышленниками;
- лишь 4% обратились в правоохранительные органы.
Ранее специалисты Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) продемонстрировали схожую статистику:
В ходе опроса, в котором приняла участие 1 тыс. респондентов в возрастной категории 18-55+ лет, исследователи также выяснили, какие действия предпринимают россияне для защиты от телефонного мошенничества. Результаты оказались следующими:
- 21% не предпринимает никаких действий в отношении организации безопасности;
- 51% предпочитает не брать трубку в случае, если звонок поступает с незнакомого номера;
- 37% задействуют доступный в телефоне функционал защиты (например, черный список);
- 17% задействуют специальное программное обеспечение.
Впрочем, далеко не все перечисленные способы являются эффективными. В частности, мошенники обходят решение 51% респондентов не брать трубку с незнакомых номеров, путем их подмены на принадлежащие банку.
Целью общения мошенников является получение личных данных клиента банка. В дальнейшем информация может быть использована ими для кражи средств со счета жертвы. Телефонное мошенничество входит в популярную категорию «социальной инженерии». Ранее ЦБ принял решение представить «портрет» типичной жертвы данного направления.
Примечательно, что подмена номера телефона может быть лишь составной частью полной схемы по выманиванию информации у жертвы. Так, недавно стало известно о другом способе кражи денег клиентов банков. Для этого злоумышленники, через подмену номера телефона на принадлежащий банку, совершают звонок жертве. В ходе разговора мошенники добиваются разрешения на получение удаленного доступа к устройству клиента банка, с целью самостоятельного инициирования перевода средств.
Также вспомогательным звеном на пути получения данных потенциальных жертв являются «разговорчивые» автоинформаторы финансовых организаций. Ранее BloomChain составил материал, в котором описаны все современные способы мошенничества, и методы борьбы со злоумышленниками.
Источник