Alibaba Group, Mail.ru Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и «Мегафон» подписали соглашение о создании совместного предприятия (СП) в России и СНГ — AliExpress Russia. Его задача — интегрировать главные российские потребительские интернет- и e-commerce-платформы. Об этом сообщается в совместном пресс-релизе участников сделки.
Накануне компании получили одобрение на запуск СП со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС), и сегодня, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву, было объявлено о подписании документов. Сегодняшнее соглашение — один из этапов в создании СП, закрытие сделки еще предстоит в будущем, рассказал «Ведомостям» один из участников сделки.
Доля Alibaba в уставном капитале AliExpress Russia составит 47,8% (49,9% голосов), «Мегафона» — 24,3% (30,2%), РФПИ — 5% (1,2%), Mail.Ru — 15% (18,7%). Участники СП внесут в компанию капитал и активы. Alibaba инвестирует $100 млн и сделает частью СП бизнес AliExpress в России и торговую онлайн-площадку Tmall.
Что касается «Мегафона», он продаст Alibaba свою долю в 9,97% в Mail.ru Group в обмен на 24,3% долю в новой компании. Mail.Ru вложит в СП $182 млн и передаст компании свой бизнес — платформу электронной коммерции Pandao.
РФПИ также инвестирует в СП $100 млн, а в перспективе может приобрести у Alibaba акции новой компании на сумму $194 миллиона долларов.
«После исполнения данного опциона на покупку дополнительных акций СП AliExpress Россия фонд будет владеть 12,9% в СП, а доля владения голосующими акциями составит 9,6%», — отмечается в релизе.
В этом случае российские акционеры получат экономический контроль над СП. Доля Alibaba уменьшится до 47,8% (47,6% голосов), у «МегаФона» будет 24,3% экономических прав (26,4%), у Mail.Ru Group — 15% (16,3%).
В совет директоров AliExpress Russia войдут представители всех акционеров. Возглавят компанию сразу два CEO: один со стороны Alibaba, другой — от Mail.ru. Их имена пока не раскрываются.
Компании объявили о создании СП в сфере трансграничной и локальной онлайн-торговли еще в сентябре 2018 г. Предполагалось, что оно объединит крупнейшую в России площадку для онлайн-покупок за рубежом AliExpress с сильными позициями Mail.ru в цифровом бизнесе и соцсетях.
Изначально переговоры с Alibaba вел Сбербанк — в январе 2017 года компании предварительно договорилась о создании розничного СП, но в итоге сделка сорвалась. Как выяснилось позже, из-за нежелания китайской компании передавать госбанку контроль над технологиями.
Сбербанк в свою очередь заключил сотрудничество с «Яндексом» – вместе компании создают маркетплейс на основе «Яндекс.Маркета», который должен составить конкуренцию таким крупным e-commerce площадкам, как Amazon и, готовящийся к запуску, «Российский AliExpess». О том, как может сложиться битва за рынок электронной коммерции РФ, Bloomchain писал в отдельном материале.
Источник